Литература во всех ее видах - не что иное, как тень доброй беседы.


Эдвард Бульвер-Литтон


ПЛАН АНАЛИЗА ЛИРИЧЕСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ

 

1. Дата написания.

 2. Реально биографический и фактический комментарий.

 3. Жанровое своеобразие. (любовь, политика, пейзаж...).

 4. Идейное содержание:

 а) ведущая тема;

 б) основная мысль;

 в) эмоциональная окраска, чувства;

 г) внешние впечатления, внутренняя реакция на него.

 5. Структура стихотворения:

а) основные образы стихотворения;

б) основные изобразительные средства (примеры, эпитеты, метафора, литота,ирония,сарказм, олицетворение, гипербола и т.д);

в) речевые особенности в плане интонационно-синтаксических фигур (анафора, эпифора, антитеза;

г) стихотворный размер.

д) рифма (мужская, женская, точная, не точная), способы рифмовки: аабб, абаб, абба, смежная: вв.

 6. Звукопись (аллитерация (на солгласную) , ассонанс (на гласную)).

 7. Строфика (2х, 3-х, 4-х стишье).

 

ПЛАН АНАЛИЗА РАССКАЗА

1. Главная тема рассказа.

2. Идейная направленность рассказа (что хотел автор рассказать или донести до читателя.)

3. Место действия

4. Основные события.

5. Действующие лица. (главные и второстепенные)

6. Внимание автора к духовному миру героев (нравственное и духовное развитие)

7. Роль пейзажа (с какой целью вводит его автор)

8. Роль автора в этом рассказе.

9. Мое отношение к героям и к рассказу в целом.

 

Анализ произведения должен нести логическую направленность; частично иметь связный текст. Объем анализируемого произведения должен быть не менее 2 – 2.5 страниц.

 

 

 

ПЛАН ХАРАКТЕРИСТИКИ ЛИТЕРАТУРНОГО ГЕРОЯ

 

  • Определение места героя среди других персонажей.
  • Степень участия и его роль в конфликте (эпизоде).
  • Наличие прототипов и автобиографических черт.
  • Анализ имени.
  • Портрет. Внешний облик, как он дан автором и в восприятии других персонажей.
  • Речевая характеристика.
  • Описание предметов быта, жилища, одежды, условий жизни, как средство самовыражения героя.
  • Семья, полученное воспитание, история жизни. Род занятий.
  • Черты характера. Эволюция личности в процессе развития сюжета.
  • Поступки и мотивы поведения, в которых герой проявляет себя наиболее ярко.
  • Прямая авторская характеристика. Отношение к герою других персонажей произведения.
  • Сопоставление с другими персонажами или литературным героем другого автора.
  • Оценка литературного персонажа его современниками.
  • Герой как порождение своей эпохи и выразитель определенного мировоззрения. Определение типического и индивидуального в литературном герое.
  • Ваше личное отношение к персонажу и такому типу людей в жизни.

Таблицы для уроков литературы